Причастность государственного субъекта к взрыву газопровода «Северный поток» в прошлом году является «абсолютно основным сценарием» (в рамках следствия), сообщил в четверг агентству Reuters в телефонном интервью шведский прокурор Матс Юнгквист, расследующий диверсию.

Напомним, что в сентябре 2022 года несколько подводных взрывов привели к повреждениям трубопроводов «Северный поток-1» и недавно построенный «Северный поток-2», которые идут из России в Германию через Балтийское море. Взрывы произошли в экономических зонах Швеции и Дании, и обе страны утверждают, что эти взрывы были преднамеренными, но пока не определили, кто именно несет за них ответственность.

«Мы считаем, что будет довольно сложно определить, кто это сделал, – сказал Юнгквист. – Тот, кто это сделал, вероятно, знал, что оставит после себя улики, и, вероятно, позаботился о том, чтобы улики вели следствие не в одном, а сразу в нескольких направлениях».

«Поэтому непросто однозначно установить, кто за этим стоял», – добавил он.

Юнгквист сообщил, что следователи сумели определить, какой тип взрывчатки был использован, и что этот (тип взрывчатки) исключает «слишком большое количество субъектов»,

Он отказался, однако, назвать использованное взрывчатое вещество, сославшись на то, что расследование продолжается.

По словам шведского прокурора, нельзя полностью исключить, что за атакой стояла независимая группа, а не государственный субъект, но что это маловероятно.

«Есть определенные группы, у которых есть определенные специальные миссии, и, значит, теоретически они могли бы осуществить это, – сказал он. – Мы ничего не исключаем, но то, что за этим прямо или хотя бы косвенно стоит государственный субъект – это, конечно, наш абсолютно основной сценарий, учитывая все обстоятельства».

Юнгквист отметил, что случившееся вызвало много попыток повлиять на ход разбирательства – по-видимому, с целью намеренно запутать следы.

«Я не хочу комментировать какое-либо конкретное сообщение (об этом), но могу сделать вывод, что многие из популярных теорий можно легко исключить на основании того, что мы узнали в ходе расследования», – пояснил прокурор.