“Я всегда мечтал переехать в Европу”, – говорит молодой человек, представившийся Иваном Сидоровым. Свои настоящие имя и фамилию он называть не стал из-за опасений за свой эмигрантский статус и семью в России.
Удивляясь тому, как легко ему удалось попасть в ЕС, 31-летний мужчина рассказал, как нашёл работу в Литве и переехал туда из Санкт-Петербурга в сентябре прошлого года. Всего за несколько недель до того, как Россия объявила о частичной мобилизации.
“Наш президент, правительство, режим – мы ничего не можем изменить. Если мы попытаемся, то рискуем попасть в тюрьму. Раньше я думал, что у нас есть шанс. Но понял, что это бессмысленно”, – говорит Иван журналисту Euronews. – Их власть слишком сильна”.
Когда российские танки вошли в Украину в феврале 2022 года, Иван несколько раз выходил на антивоенные акции протеста в Петербурге. К счастью, ему удалось избежать попадания в поле зрения силовиков. В то время как тысячи других инакомыслящих – были арестованы, избиты, оказались в тюрьмах.
“Мы не в силах изменить ситуацию”
Несмотря на то, что наш собеседник активно высказывается против российского правительства, он сетует на то, что политика всё равно влияет на отношение к нему окружающих.
“До того, как я переехал сюда, думал, что это всё-таки миф. Что между обычными людьми, такими как я, не могут стоять политические проблемы. Я думал, все понимают, что это просто политика, и те, кто уезжает из России, против всего этого, и что это был не их выбор”.
“Но когда я приехал, то удивился тому, насколько всё сложно”.
“Когда люди узнают, что я из России, я вижу, как меняется их выражение лица”, — добавляет он.
Иван говорит, что это “сбой в психологии”, унаследованный, из прошлого: что в сознании многих “русские ассоциируются с врагами” вне зависисмости от того, кто они есть на самом деле.
Он припомнил случаи, когда окружающие агрессивно, неотступно расспрашивали его о позиции в отношении войны, иногда отпуская оскорбления в его адрес или обидные шутки.
“Правда такова: большая часть населения России к политике равнодушна, — говорит россиянин. — Советский Союз уничтожил всякое желание на неё влиять. Этот режим все 70 лет говорил людям, как они должны жить”.
“Насколько режим был авторитарным, настолько они были обессилены”, — добавляет наш собеседник.
Литва в знак солидарности с Киевом ввела ряд ограничительных мер в отношении граждан РФ, приостановив выдачу виз вскоре после начала войны и запретив им приобретать недвижимость.
“Я считаю эту политику огромной ошибкой, — утверждает Иван. Люди, которые поддерживают этот бардак, остаются в России. Все остальные уезжают и пытаются начать новую жизнь”.
“У нас и так достаточно проблем. Мы потеряли дом. Мы не можем просто так вернуться в Россию”.
“Не стричь под одну гребёнку”
В сентябре прошлого года Бенджамин Таллис, эксперт по вопросам международной политики и безопасности, сказал в интервью Euronews, что введение жёстких мер в отношении граждан России внутри ЕС необходимо в ответ на агрессию Москвы и чтобы продемонстрировать солидарность с Киевом.
“Наблюдать, как российская элита наслаждается жизнью в Европе, будто ничего не произошло, в то время как русские продолжают убивать, пытать, насиловать и грабить в Украине — это неправильно”, — сказала тогда ещё один эксперт, политолог Кристи Райк.
Несмотря на ограничения, введённые многими государствами Евросоюза, в прошлом году более 600 000 граждан России получили шенгенские визы.
В Литве, на новой родине Ивана Сидорова, за видом на жительство обратилось в два раза больше россиян, чем в 2021 году, — почти 4000 человек, — сообщает Департамент миграции страны.
Тем не менее, в других странах ситуация иная.
“Во Франции в этом плане делается всё возможное”, — говорит россиянка Надежда Кутепова, юрист и активистка, приехавшая в страну в качестве беженца в 2015 году.
Отношение к ней со стороны общества или государства не изменилось с начала войны, утверждает наша собеседница, сетуя лишь на извечные “проблемы французской бюрократии”.
Правда, Надежда, которая неоднократно протестовала против войны и “пропутинского сообщества” Франции, язвительно отзывается о своих соотечественниках.
“Русские приезжают во Францию, но не хотят принимать участие в антивоенной деятельности”, — объясняет она. — Они желают иметь всё и при этом ничего не делать”.
Активистка также говорит, что понимает украинцев, которые “плохо думают” о русских. “Я действительно очень зла из-за того, что люди не выходят на манифестации, потому что считают, что их участие бесполезно”.
“Это неправда”, — добавляет она.
Тем не менее, Надежда Кутепова считает, что Европа должна прилагать больше усилий для интеграции русских, живущих в пределах её границ.
“Европейское сообщество должно быть более внимательным к тому, что делают россияне. Есть опасность, что теми, кто не говорит на местном языке или не понимает историю и культурные коды принимающей страны, займётся российское посольство”.
“Это может создать плохую ситуацию”.