Можно ли купить счастье за деньги? Скорее да, чем нет, и это лишь вопрос конкретной суммы, показывают недавние исследования.
В США в это верят 6 из 10 респондентов, согласно опросу, проведённому аналитическим центром Harris Poll по заказу финансовой компании Empower. Американские миллениалы (поколение, родившееся в период с 1981 по 1996 годы) даже назвали цену: им нужна годовая зарплата в размере $525 000 (€480 700), чтобы почувствовать себя “финансово счастливыми“.
Но в среднем же американцы готовы довольствоваться суммой, которая почти вдвое меньше вышеобозначенной – $284 167 в год. Поколение Z просит $128 000, поколение X – $130 000. А бумеры говорят, что им хватит и $124 000.
Если измерять счастье финансовым мерилом, то американцы считают, что оно равнозначно чистому состоянию в 1,2 миллиона долларов (1,1 миллиона евро).
Европейцы не столь притязательны: жители Западной Европы и Скандинавии утверждают, что 100 000 долларов (91 561 евро) годового дохода стали бы “поворотным моментом” в оценке удовлетворённости жизнью; сумма побольше изменила бы оценку их реальной жизни на положительную, как говорят результаты исследования Университета Пердью от 2018 года. В восточноевропейских странах обозначенный опрошенными “денежный порог” была гораздо ниже – в 45 000 долларов (41 202 евро).
Однако в этом исследовании также утверждается, что эмоциональное благополучие растёт только на пару с доходом до 50 000 в Западной и 35 000 долларов в Восточной Европе. Имея больше денег, люди вряд ли почувствуют себя счастливее, полагают социологи.
Но следует помнить, что это исследование проводилось несколько лет назад. Поэтому Euronews Business скорректировал эти цифры с учётом инфляции. Так мы выяснили, что сегодня эта сумма составляет около 58 205 евро для жителей Западной и 40 690 евро для жителей Восточной Европы.
Что же такое “финансовое счастье”?
Как говорят авторы исследования, проведённого в США, “финансовое счастье” приносит опрошенным свободу, безопасность и чувство облегчения.
Для 67 % респондентов “финансовое счастье” равносильно возможности вовремя оплачивать счета, для 65 % – жить без долгов, для 54 % – позволять себе пользоваться предметами роскоши ежедневно, а для 45 % – просто иметь свой собственный дом.
Для более чем половины людей также важны расходы на времяпровождение с близкими, а для 37 % – выход на пенсию по собственному желанию. Четверо из пяти опрошенных американцев согласны с тем, что “финансовое счастье” может поправить их здоровье, повысить продуктивность и креативность на работе. 73 % добавили, что они отказались бы от социальных сетей, если бы это приносило “финансовое счастье”. При этом 73 % сетуют на то, что испытывают “финансовый стресс”.
Что же касается жителей Европы, то тут дела обстоят несколько хуже, если верить данным опроса, о котором мы писали недавно. Он показал, что 85 % европейцев либо находятся в затруднительном финансовом положении, либо вынуждены тщательным образом контролировать свои расходы.
Богатый значит счастливый?
Впрочем, наличие большого количества денег само по себе не приносит счастья, хотя и служит подспорьем. Так, счастливыми себя называют 81 % европейцев с личным доходом от 100 000 евро, и 75 %, зарабатывающих меньше этой суммы (но которых всё же можно отнести к категории богатых).
Однако самые финансово обеспеченные респонденты в большей степени довольны своей работой (73 %), чем те, у кого доход менее 100 000 евро в год (65 %).
Имеет значение и возраст: более зрелые состоятельные люди получают больше удовлетворения от жизни, чем молодёжь до 35 лет, говорится в исследовании. Состоятельные люди в Западной Европе счастливее, чем в Восточной. Ещё один фактор – занятие спортом, хотя это, вероятно, справедливо для всех, вне зависимости от доходов и демографических характеристик.
Где в мире счастье стоит дороже?
Данные исследования Университета Пердью, скорректированные с учётом коэффициента покупательной способности, показывают, что самый высокий желаемый для счастья доход нужен в Иране (219 837 евро) и в Норвегии (107 969 евро). В Европе же на первом месте Швейцария (106 154 евро).