“Я и мои друзья определенно ощущаем очень острую неуверенность и изоляцию”, – говорит София Агапова, представительница ЛГБТ-сообщества Санкт-Петербурга. “Буквально каждый шаг может привести к уголовному делу”.
“Это как новый ковидный карантин: лучше сидеть дома”, – сказала она Euronews по СМС.
В минувшие выходные в ночных клубах, барах и саунах в центре Москвы прошли полицейские рейды. Эта жесткая акция, в ходе которой людей заставляли лечь лицом вниз, произошла через день после того, как высший суд России запретил “международное ЛГБТ-движение”, заявив, что оно является “экстремистским“.
И это при том, что никакого ЛГБТ-движения формально не существует.
Хотя Агапова уже пыталась уехать из РФ после вторжения в Украину в феврале 2022 года, теперь она надеется, что на этот раз ей-таки удастся покинуть Россию в ближайшее время.
“Просто это очень сложно сделать, если вы не очень богаты или не являетесь специалистом в области информационных технологий”, – говорит она. “Я не собираюсь просить убежища, поскольку, на мой взгляд, это крайняя мера. Мой дом не разрушен бомбой, и я не ЛГБТ-активистка, которую могут посадить в тюрьму”.
Нападки на права ЛГБТ в России – далеко не новость.
“Я не был удивлен этим решением”, – сказал профессор Ричард Моул, директор Школы славянских и восточноевропейских исследований UCL. “Когда дела у российского правительства идут плохо, ему нужно отвлечь” население от проблем.
Он приводит длинный список примеров. После протестов в связи с переизбранием Владимира Путина в 2013 году в Москве был принят весьма противоречивый закон о “гей-пропаганде”.
Названный Human Rights Watch (HRW) “классическим примером политической гомофобии“, он запрещает информировать детей об отношениях лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.
В 2022 году, когда война на Украине “пошла не очень хорошо”, Путин распространил действие закона на все возрасты и увеличил штрафы для нарушителей до 400 000 рублей (€4 000), напоминает Моул.
Многие ЛГБТ-россияне, имеющие связи, деньги и образование, уехали на Запад, но это касается не всех. Те, кто не имеет таких преимуществ, сталкиваются с усилением репрессий со стороны государства.
“Против нас могут использовать наши посты в социальных сетях”, – говорит Агапова, отмечая, что теперь она спешно удаляет фото с прайдов, которые она посещала в прошлом – “на всякий случай”.
“Людей уже арестовывали за высказывание своих политических мнений, и, скорее всего, это продолжится с “экстремистскими мнениями”, которыми делятся в Twitter”, – опасается она.
Признавая это “государственное насилие”, Чарли Уокер, социолог России из Саутгемптонского университета, рассказывает о том, как анти-ЛГБТ-политика подпитывает гомофобный вигилантизм.
Он рассказывает о случаях, когда мужчины притворяются геями в приложениях для знакомств и, выманив другого мужчину на встречу, убивают его во имя “защиты России”, или о пьяных драках, в которых убивают представителей ЛГБТ-сообщества – государство же смотрит на эти преступления сквозь пальцы.
Центр независимых социальных исследований обнаружил, что за пять лет после принятия закона уровень насилия в отношении ЛГБТ+ в России вырос примерно в два раза.
“Это уже небезопасно, потому что нападающим или доносчиком может оказаться любой. С начала 2022 года люди вообще стали более враждебными”, – сказала Агапова в интервью Euronews.
“Такого в моей жизни еще не было”.
“Гомосексуальность – это западная болезнь”.
Мрачная ситуация вынуждает людей уходить в подполье.
Молодые ЛГБТ-россияне чувствуют повышенную социальную изоляцию и отчуждение из-за своей сексуальной ориентации, говорится в докладе HRW, где также отмечается рост преследований, издевательств и дискриминации со стороны сверстников.
“Это нормально для человека – искать любовь всей своей жизни, искать свою вторую половинку. Однако сейчас безопаснее оставаться в одиночестве, – говорит Агапова, – многие знакомые пары вынуждены быть очень, очень осторожными на публике и притворяться “друзьями” даже чаще, чем раньше”.
“Лично я, наверное, не буду заводить новые отношения, пока не уеду из страны”, – продолжает она.
Все эти проблемы усугубляются тем, что в России нет антидискриминационных законов, а значит, людей могут уволить или выгнать из жилья из-за их сексуальной ориентации.
По мнению социолога Уокера, Путин в конечном счете продвигает этот ультраконсерватизм, чтобы укрепить свою власть.
По его словам, российский лидер ссылается на повышенную видимость ЛГБТ-сообщества на Западе, чтобы доказать, что российское общество и традиции находятся в осаде западных ценностей.
“ЛГБТ используются как символ иностранной угрозы”, – объясняет Уокер, – “Частью общей кампании на легитимизацию путинского режима становится защита особого статуса России как уникальной культуры, которой угрожает то, что он считает аморальным политическим и культурным развитием на Западе”.
“Это популистский шаг”, – добавил он.
Поскольку гомосексуальность в России была легализована в 1993 году, причины, по которым подобные анти-ЛГБТ настроения находят отклик у некоторых людей, заключаются в том, что появление этого сообщества “тесно связано” с экономическим крахом и распадом Советского Союза в 90-е годы – плюс сказываются и православные религиозные настроения, объясняет Моул.
“Ужасная радужная чума”
По мере того как война в Украине затягивается, эксперты, с которыми беседовал Euronews, опасаются, что Москва будет упрочивать свою гомофобию и усиливать авторитаризм.
“Единственный способ изменить ситуацию – это покончить с режимом Путина”, – утверждает Уолкер.
Между тем, Моул также опасается, что Путин не остановится на достигнутом. Он сказал Euronews, что Россия, скорее всего, будет проводить более дискриминационную политику, поскольку в 2024 году предстоят президентские выборы.
“Путин – человек изобретательный”, – сказал он, предположив, что следующим шагом может стать изъятие детей у ЛГБТ-родителей или повторная криминализация гомосексуальности.
“Я не уверен, что он будет делать после этого”.