В польском парламенте недавно был принят закон о создании комиссии по изучению российского влияния на общественную жизнь. Однако многие назвали его неконституционным и выразили опасения, что закон может быть использован правящей партией для подавления оппозиции, поскольку предусматривает возможность отстранения государственного чиновника от должности на срок до 10 лет.
ЕС и США также отреагировали критически. Через неделю после подписания закона президент Анджей Дуда, решительно поддержав идею комиссии, решил внести поправки в его содержание.
Анджей Дуда, президент Польши: “Я не считаю, что утверждения, выдвинутые некоторыми людьми, настолько важны, что необходимо блокировать вступление в силу этого закона. Он должен вступить в силу как можно скорее”.
Документ вызвал критику не только со стороны политической оппозиции, но и со стороны адвокатского сообщества.
Профессор права Павел Хмельницкий считает, что он подрывает основы государственного устройства.
“Государственный орган, особенно тот, который имеет исполнительные полномочия по отношению к гражданам, не может сам определять сферу своей деятельности, это недопустимо по конституции. Закон о проверочной комиссии также можно рассматривать как попытку обойти статью 111 Конституции о парламентской следственной комиссии.
Можно просто утверждать, что этот закон был принят для того, чтобы избежать необходимости применения тех жестких мер, которые применяются к парламентской следственной комиссии. Этот закон бьет по избирательному процессу – созданию выборного органа государства, то есть по самой основе государственного устройства”, – говорит Хмельницкий.
По мнению ряда экспертов, закон о проверочной комиссии будет направлен, прежде всего, против Дональда Туска и его участия в предстоящих выборах. Именно его в кругах, связанных с правящей партией, часто называют “человеком Кремля”.
Во время марша протеста, который Туск провел 4 июня в Варшаве, его сторонники заявили, что не теряют надежды на смену правительства в Польше.
Марцин Учвал, участник акции протеста:“Кто-то придумал это на улице Новогродзкой [где находится штаб-квартира партии “Право и справедливость”], чтобы, возможно, запретить Туску баллотироваться. Но, как показывает сегодняшняя ситуация, все повернулось совсем в другую сторону, и это только поможет”.
Беата Шливинска, протестующая: “Я бы хотела жить в свободной стране – вот мой комментарий к этому акту”.
Но есть и голоса в поддержку законопроекта – как, например, этого человека, который в одиночку протестовал на марше, организованном Дональдом Туском.
Контрпротестующий: “Я бы хотел, чтобы это было и было открыто, транслировалось, чтобы мы все могли это увидеть. Наконец, пусть нам покажут все карты, кто есть кто”.
Магдалена Ходовник, Euronews: “По словам организаторов, на марше, созванном Дональдом Туском, было полмиллиона протестующих. Между тем, судьба закона о проверочной комиссии все еще не ясна, и после изменений, объявленных президентом, Польша все еще ждет дальнейших шагов партии “Право и справедливость”.